О буддизме Калмыкии
Калмыки ⸺ народ в Российской Федерации, потомки народа ойратов (западная Монголия и Джунгария). Согласно историческим данным, знакомство протомонгольских и монгольских народов с Учением Будды проходило в три волны:
Первая волна передачи буддизма началась вместе с распространением этого учения в Центральной Азии уже в первые века нашей эры, а его распространителями были кушаны, гунны-эфталиты, согдийцы и другие кочевники. Самым ранним обнаруженным источником (эпиграфический памятник), подтверждающим буддизм у ранних монголов (первая треть 7 в.), следует считать найденную стелу в Булганском аймаке Монголии.

Вторая волна буддизма пришла к монгольским народам в первой половине 13 в. через уйгуров, а затем от тибетцев. Это были традиции тангутского, китайского, ценральноазиатского уйгурского и тибетского буддизма

Пагба–лама и Хубилай–хан (тибетская тханка)

Третья волна распространения буддизма пришла в монгольские степи после падения династии Юань в середине XV века из Тибета. Важнейшим ее событием стала встреча монгольского Алтан-хана с Далай-ламой III, в которой принимали участие и предки калмыков ойраты
Прибытие Далай-ламы III Соднама Гьяцо к Алтан-хану (фото Б.У. Китинова)
Предки калмыков — ойраты — пришли в конце 16 в. в южную Сибирь и земли современного Восточного Казахстана, а в 1630-х гг. вышли на берега Волги и северного Каспия. В это время они уже были последователями тибетского буддизма, калмыки первыми принесли живую буддийскую традицию на территорию современной Российской Федерации

Зая-пандита Огторгуйн Далай

(Тханка. Первая пол. XVIII в. Западная Монголия)

В 1648 году ойратский буддийский монах, просветитель и видный государственный деятель Зая-пандита Огторгуйн Далай (1599−1662) создал письменность «Тодо бичик» и перевел на ойратский язык более 200 важнейших буддийских произведений. Его переводы с тибетского языка, а также авторские сочинения стали основой для развития собственной ойратской, а позже и калмыцкой литературы, которая была полностью автономной от монгольской переводческой и литературной традиции
Ойратский Зая-пандита Огторгуйн Далай стал первым монголоязычным буддийским монахом, официально канонизированным в тибетской буддийской традиции, а также первым из монгольских буддийских монахов, которому посвятил свои стихи Далай-лама V. Кроме того, по утверждению крупнейшего исследователя буддизма, монгольского академика Л. Хурэлбатора, Зая-пандита является самым плодотворным переводчиком за всю историю буддизма у монгольских народов
Обложки книг, посвященных изучению монголо-ойратского Великого Уложения 1640 г.
В начале сентября 1640 года ойратские и монгольские владельцы собрались в урочище Тарбагатай и создали свод законов, именуемый «Великое Уложение». В основе этого законодательного акта был основан на десяти добродетелях буддизма. В мировой юридической практике этот документ считается первым на планете документально зафиксированным пактом о ненападении и наказании агрессии. Кроме того, это был один первый закон в истории Центральной Азии, где предусматривалось наказание за преступление против государства.

С калмыцкой письменностью «Тодо бичик» был связан первый в России закон о всеобщем образовании. Он был утвержден в числе законов Дондук-Даши хана во второй половине XVIII века. В переводе на русский язык пункт этого закона звучит так: «Если сыновья знатных людей не будут обучаться брать по трехлетней лошади, сыновей же отдавать для обучения учителю, с многих известных людей брать по трехлетнему барану, а с людей низкого звания брать по пятнадцати копеек, и детей их отдавать по-прежнему для обучения учителю»
Хурул в Цаган-Амане, резиденция Лам калмыцкого народа

Лама калмыцкого народа Зодба–Ракба Самтанов (1873—1887 гг.)

В дореволюционной Калмыкии насчитывалось более 160 буддийских храмов и монастырей, многие из которых пришли вместе с калмыцким народом из Джунгарии. Руководство буддийским духовенством и духовной жизнью калмыцкого народа осуществлял главный Лама, носивший титул «Лама Калмыцкого народа» или «Шаджин-лама», что значит «Верховный наставник, сохраняющий Учение Будды на протяжении всего периода его существования»
Калмыки приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года и в Заграничном походе Русской армии 1813−1814 года, сформировав три национальных полка. В честь победы над Наполеоном калмыки возвели в 1814—1818 годах буддийский храм, названный Хошутским хурулом. В настоящее время это единственный сохранившийся дореволюционный храм калмыков и старейший буддийский храм на территории Европы, а также ярчайший пример калмыцкого религиозного зодчества
Одним из первых отечественных известных исследователей Тибета стал калмыцкий буддийский монах Бааза-бакши (1846−1903). В 1891—1894 годах Бааза-бакши совершил паломничество в Тибет, по результатам которого написал «Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза-бакши». Это произведение было издано в 1897 году востоковедом Алексеем Позднеевым и произвело фурор в отечественном и европейском востоковедении

Буддийский монах-паломник Бааза-бакши (1846−1903 гг.)

Титульный лист книги Бааза-бакши

Дворец Потала, резиденция Далай–лам. (Фото О. Норзунова 1901 г.)
Огромный вклад в развитие международных связей между калмыцкими буддистами и буддистами Тибета, Индии, Непала, Шри-Ланки, Китая и Монголии внес легендарный калмыцкий путешественник и исследователь, автор первых в мире опубликованных снимков Тибета, Овше Мучкинович Норзунов. 5 февраля 1905-го, в докладной записке на имя председателя премьер-министра Российской Империи Сергея Витте монах Дорджи Сетенов, князь Церен-Давид Тундутов, а также зайсанги Овше Норзунов и Леджин Арлуев попросили устранить все ограничения в религиозных вопросах, чинимые со стороны царской администрации, а также исключить из официальной практики термины «идолопоклонник» и «язычник» и уравнять буддистов в правах с православными. Этот факт является официальным утверждением буддизма в России как одной из государственных религий
Первый Всесоюзный Духовный Буддийский Собор, Москва 20-23 января 1927 г.

Сегодня главным буддийским храмом Республики Калмыкии явялется храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Этот буддийский храм является самым высоким буддийским храмом в России и Европе, его высота 64 метра

В храме хранится уникальнейшая буддийская реликвия шарира Будды Шакьямуни, которая была привезена 18 ноября 2011 года из Шри-Ланки. Кроме того, там растет отросток легендарного дерева Джая Шри Махабодхи, являющегося единственным прямым отростокм Дерева Бодхи, а также древнейшим деревом на планете, имеющим письменно зафиксированную историю
В городе Городовиковск Республики Калмыкия находится единственный в Европе тантрический монастырь, который носит название «Тантрический монастырь Владыки Зонкавы». В нем хранится уникальнейшая реликвия тибетской буддийской традиции Гелуг ⸺ фрагмент черепа Ламы Цонкапы.

Буддийское литературное наследие калмыцкого народа в настоящее время насчитывает более 4000 произведений, касающихся буддийской философии, ритуалов, медицины, астрологии, филологии, географии, истории буддизма, буддийских эпических произведений, светской литературы и других сфер. В настоящее время они перекладываются на графику современного калмыцкого языка, переводятся на русский язык и публикуются отечественными учеными